1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждения детский сад № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального образования Тихорецкий район (далее - Учреждение) разработано в соответствии с: - Конвенцией о правах ребенка ООН, - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании", - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», 1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности. 1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие. 1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса. 1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогомпсихологом). 1.7. В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР проводится логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции. 1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором. 2. Основные диагностики цели, задачи, функции и принципы педагогической 2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. 2.2. Задачи педагогической диагностики: Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности); Оптимизация работы с группой детей. Совершенствование организации образовательного процесса. 2.3. Принципы педагогической диагностики: Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики. Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии). Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования). Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил); Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации). Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду). Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику). 2.4. Педагогическая диагностика: позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3. Организация проведения педагогической диагностики 3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (с 1 по 15 сентября ) и мае (с 16. по 31 мая ). 3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику (учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагогпсихолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется: при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения динамики развития ребенка; в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации. 3.5. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми умениями и навыками по образовательным областям: 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале и в конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительного анализа. Технология работы проста и включает 2 этапа: Этап 1. Напротив имени и фамилии каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение – все баллы сложить по строке и разделить по количеству параметров, округлять до десятых долей. Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитываем итоговый показатель по группе (среднее значение – все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разработать для детей индивидуальные образовательные маршруты. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а так же незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения меньше 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а так же наобходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области 3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми образовательными потребностями. 3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учѐтом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами. 3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю. 4. Инструментарий педагогической диагностики 4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО используются: наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок; специально организованные диагностические занятия в период, определенный образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга; изучение продуктов деятельности детей; беседы с родителями. 4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме. 4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДО и ухода из него. 5. Методологическая основа педагогической диагностики 5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет (Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2022.) 6. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику 6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДО, несет ответственность за: -тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; -ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий); -соблюдение конфиденциальности; -качество проведения обследования воспитанников; -доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников; -оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки 7. Контроль 7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется старшим воспитателем посредством следующих форм: ежедневный текущий контроль; тематический контроль; оперативный контроль; Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом. 8. Документация 8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику: заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец учебного года; проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также обобщающую справку по результатам диагностирования; справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который обобщает результаты диагностирования по ДО. на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с особыми образовательными потребностями. 8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал - в методическом кабинете.