положение о педагогической диагностики

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном
учреждения детский сад № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального
образования Тихорецкий район
(далее - Учреждение) разработано в
соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка ООН,
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании",
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»,
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,
1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить
индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность
педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной
деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП
и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора,
анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих
непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика
развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей детей) квалифицированными специалистами (педагогомпсихологом).
1.7. В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
проводится
логопедическая
диагностика
детей
квалифицированным
специалистом – учителем-логопедом. При необходимости (при обращении
родителей или педагогов) диагностика может проводится ранее для
своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой
коррекции.
1.8. Участие ребенка в психологической, логопедической диагностике
допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
1.9. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовым договором.

2. Основные
диагностики

цели,

задачи,

функции

и

принципы

педагогической

2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о
текущем
реальном
состоянии
и
тенденциях
изменения
объекта
диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности);
Оптимизация работы с группой детей.
Совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в
последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к
другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном
усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком),
обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический
совет, экспертные комиссии).
Принцип прогностичности - проявляется в ориентации диагностической
деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития»
дошкольников.
Принцип научности (диагностическая работа опирается на научные
исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и
организацию обследования).
Принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм
и правил);
Принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено
достаточное количество диагностической информации).
Принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на
протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду).
Принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в
установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика:
позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать
его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к
паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности
развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;

учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует
их в качестве основания для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных
группах два раза в год – в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов
(входная и итоговая диагностики) проводятся в сентябре (с 1 по 15 сентября ) и
мае (с 16. по 31 мая ).
3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития
ребенка:
старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки
индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок):
выбирает методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов,
испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
специалисты дошкольных отделений проводят педагогическую диагностику
(учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физическому
воспитанию) своего направления развития личности воспитанников, педагогпсихолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют
результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути
коррекции;
воспитатели
проводят
оценку
индивидуального
развития
воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или
неудач, намечают пути коррекции.
3.3. Оценка индивидуального развития осуществляется:
при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев)
в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) – в целях
определения динамики развития ребенка;
в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.4. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития)
осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности,
специальные диагностические ситуации.
3.5. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения
каждым ребенком необходимыми умениями и навыками по образовательным
областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого
не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью
взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого
все параметры оценки;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в начале и в
конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения
сравнительного анализа. Технология работы проста и включает 2 этапа:
Этап 1. Напротив имени и фамилии каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый
показатель по каждому ребенку (среднее значение – все баллы сложить по
строке и разделить по количеству параметров, округлять до десятых долей. Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения
общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитываем итоговый
показатель по группе (среднее значение – все баллы сложить (по столбцу) и
разделить на количество параметров, округлить до десятых долей). Этот
показатель необходим для ведения учета общегрупповых промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить
неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с
проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разработать для детей
индивидуальные образовательные
маршруты. Нормативными вариантами
развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или
общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале
средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии
ребенка социального и/или органического генеза, а так же незначительные
трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения
меньше 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития
ребенка возрасту, а так же наобходимости корректировки педагогического
процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области
3.6. На основании полученных результатов в начале учебного года
педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой
возрастной группы и планируют индивидуальную траекторию развития по
образовательным областям обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
3.7. В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года,
показывающий эффективность педагогических воздействий. По результатам
педагогической диагностики с учѐтом выявленных проблем проводится
проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также
организация методической работы с педагогами.
3.8. По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и
предоставляются воспитателями
всех возрастных групп и специалистами ДО старшему воспитателю.

4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень
реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДО
используются:
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
специально организованные диагностические занятия в период, определенный
образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
изучение продуктов деятельности детей;
беседы с родителями.
4.2. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.3. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно
возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время
прихода в ДО и ухода из него.
5. Методологическая основа педагогической диагностики
5.1. Для проведения педагогической диагностики используются параметры
педагогической диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет
(Верещагина Н. В. Диагностика педагогического процесса в дошкольной
образовательной организации — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2022.)
6. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую
диагностику
6.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в
ДО, несет ответственность за:
-тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
-ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
-соблюдение конфиденциальности;
-качество проведения обследования воспитанников;
-доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
-оформление соответствующей документации по итогам проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки
7. Контроль
7.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального
развития ребенка осуществляется старшим воспитателем посредством
следующих форм:
ежедневный текущий контроль;
тематический контроль;
оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
8. Документация
8.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую
диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало
и конец учебного года;
проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также
обобщающую справку по результатам диагностирования;
справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю,
который обобщает результаты диагностирования по ДО.
на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории
развития или программы работы с одаренными обучающимися и обучающихся с
особыми образовательными потребностями.
8.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет,
аналитический материал - в методическом кабинете.


Наверх

Памятка "Стройка, дети!"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
памятка стройки, дети.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».