СОГЛАСОВАНО: Председатель ПК МБДОУ № 15 «Вишенка» пос. Каменного ___________ И.В. Сиренко «____»___________ МБДОУ № 15 "ВИШЕНКА" ПОС.КАМЕН НОГО УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №15 «Вишенка» пос. Каменного ________ Т.А. Диденко «____» ________________ Подписан: МБДОУ № 15 "ВИШЕНКА" ПОС.КАМЕННОГО DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=2321011858-236001001-002 541303502, E=sadick.vischenka15tihor@yandex.ru, ИНН=002321011858, СНИЛС=02541303502, ОГРН=1022303186146, T=Заведующая, O="МБДОУ № 15 ""ВИШЕНКА"" ПОС.КАМЕННОГО", STREET="УЛ ЛЕНИНА, ДОМ 5", L=Тихорецк, S=23 Краснодарский край, C=RU, G=Татьяна Александровна, SN=Диденко, CN="МБДОУ № 15 ""ВИШЕНКА"" ПОС.КАМЕННОГО" Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.04.26 14:26:53+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ПОЛОЖЕНИЕ о работе группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального образования Тихорецкий район 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о группе комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (далее–Положение) регламентирует деятельность группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (далее –группа комбинированной направленности), созданной в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального образования Тихорецкий район (далее ДОУ), реализующего основную образовательную программу дошкольного образования и адаптированную программу. 1.2. Нормативными основаниями для деятельности комбинированной группы являются: -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; -Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; -Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января № 32 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014»; -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психологомедико-педагогической комиссии»; -Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013No 26); -Устав МБДОУ № 15 «Вишенка» пос. Каменного. 1.3. Группа комбинированной направленности создается в целях реализации прав детей с тяжелыми нарушениями речи на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным и адапированным образовательным программам. 1.4. В группе комбинированной направленности осуществляется совместное образование детей с нормальным развитием и детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии образовательной программой МБДОУ № 15 «Вишенка» пос. Каменного и адаптированной образовательной программой. 1.5. Основными задачами организации деятельности группы комбинированной направленности являются: -создание условий для воспитания и образования воспитанников, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи; -реализация основной образовательной программы дошкольного образования для всех воспитанников и адаптированной образовательной (коррекционной) программы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи; -осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в ДОУ; -интеллектуальное и личностное развитие всех воспитанников с учѐтом индивидуальных особенностей; -взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; -оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи; -включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка, и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей; -проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи; -обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки при воспитании детей. 2. Порядок приема в группу комбинированной направленности 2.1. Группа комбинированной направленности формируется из воспитанников от 5 до 7 лет при нормальном физиологическом слухе и первично сохраненном интеллекте, имеющих нарушения речевого развития (общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и нормально развивающихся детей. 2.2. В группу комбинированной направленности, нормально развивающиеся дети, принимаются по правилам комплектования общеразвивающих групп. 2.3. Комплектование групп комбинированной направленности детьми с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии (далее–ПМПК) и только с согласия родителей (законных представителей) в виде заявления. 2.4. Отбор детей в группу комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется ежегодно в марте-апреле месяце по результатам речевого обследования детей учителем-логопедом. В соответствии с данными обследований администрация ДОУ, учитель-логопед ДОУ и родители (законные представители) воспитанника формируют пакет документов для ПМПК. При получении заключения ПМПК ребенок зачисляется в группу комбинированной направленности. 2.5. Дополнительный прием детей в нее может проводиться при наличии свободных мест для детей с нарушениями речи по заключению ПМПК и на общих основаниях для нормально развивающихся детей. 2.6. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группу общеразвивающей, компенсирующей направленности возможен на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения ПМПК. 2.7. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость не более 15 человек, из них с ОВЗ не более 4 человек. В группу комбинированной направленности могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. 2.9. Длительность коррекционной работы в группе комбинированной направленности для ребенка с тяжелыми нарушениями речи определяется ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта. 3. Организация образовательной деятельности группы комбинированной направленности 3.1. Группа комбинированной направленности в ДОУ открывается на основании приказа учредителя. 3.2. Группа комбинированной направленности функционируют в режиме полного дня (10,5 -часового пребывания). 3.3. Группа комбинированной направленности функционируют в режиме 5дневной недели, комплектуются на 1 сентября каждого года. 3.4. В группу комбинированной направленности могут зачисляться воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: -общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР); -фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); -фонетическое недоразвитие (ФН); -заикание. 3.5. На каждого воспитанника, имеющего речевые нарушения и зачисленного в группу комбинированной направленности по решению ПМПК, учитель-логопед заполняет речевую карту. 3.6. Организация образовательной деятельности в группах комбинированной направленности регламентируется утвержденной основной образовательной программой дошкольного образования, режимом дня, а для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по адаптированной (коррекционной) образовательной программе для детей с нарушениями речи, которая является частью образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 15 «Вишенка» пос. Каменного, разработанной и принятой в ДОУ. 3.7. Организационными формами работы комбинированных групп являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. 3.8. В группе комбинированной направленности предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается: -своевременным обследованием детей; -рациональным составлением расписаний образовательной деятельности; -планированием подгрупповой и индивидуальной работы и ее осуществлением в соответствии с программой обучения и индивидуальным планом работы; -оснащением группы комбинированной направленности необходимым оборудованием и наглядными пособиями; -совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями. 3.10. Логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. 3.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся согласно расписанию, составленного учителем-логопедом с учетом режима работы ДОУ и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 3.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей. 3.13. Количество детей, одновременно занимающихся в группе комбинированной направленности, не должно превышать 15 человек. Дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, объединяются в подгруппы. Продолжительность группового логопедического занятия: -в старшей группе -20 минут; -в подготовительной к школе группе–30 минут. 3.14. Продолжительность индивидуального –15 минут с каждым ребенком. 3.15. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10 минут, между индивидуальными - 5 минут. 3.16. В случаях необходимости уточнения речевого заключения или продления срока логопедической работы дети с тяжелыми нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителемлогопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в городскую ПМПК. 3.17. Выпуск детей с нарушениями речи из группы комбинированной направленности осуществляется ПМПК после окончания срока коррекционнологопедического обучения. 3.18. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели, заведующий ДОУ. 4. Организация деятельности педагогического персонала и руководство группой комбинированной направленности 4.1 Деятельность учителя-логопеда. 4.1.1 Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед. 4.1.2. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия». 4.1.3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп комбинированной направленности, качество коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. 4.1.4. Учитель-логопед: -обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп ДОУ; -готовит документы для обследования детей на ПМПК с целью определения в группы комбинированной направленности; -проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; -планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в коллектив воспитанников группы, -осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы ДОУ; - представляет администрации ДОУ ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в ДОУ и результатах коррекционноразвивающей работы; - поддерживает связь с учителями-логопедами других ДОУ, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медикопедагогических консультаций; -информирует педагогический коллектив ДОУ о задачах, содержании работы в группе комбинированной направленности; -ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи; -повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. -ведет необходимую документацию: -годовой план; -журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки; -перспективный план работы с детьми; -рабочие программы для определенной возрастной группы; -расписание занятий;-журнал посещаемости;-журнал учета детей, зачисленных в логопедические подгруппы (журнал протоколов ПМПК); -речевые карты; -индивидуальные тетради для занятий с детьми; -отчет учителя-логопеда за год. 4.2.Деятельность воспитателя. 4.2.1.Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности направлена на создание оптимальных условий для развития эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 4.2.2.Особенностями организации работы воспитателя группы комбинированной направленности являются: -планирование (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами ДОУ) и проведение образовательной деятельности со всей группой детей, -планирование (совместно с другими специалистами ДОУ) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы; -обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов ДОУ; -консультирование родителей (законных представителей) детей по вопросам воспитания ребенка в семье; 4.2.3. Воспитатель группы комбинированной направленности ведет документацию: -планирование организации совместной образовательной деятельности всех воспитанников группы комбинированной направленности; -журнал по взаимодействию с учителем-логопедом; -мониторинг образовательной и коррекционной деятельности; - в конце учебного года воспитатель участвует в составлении аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. 4.2.4. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради. 4.3 Деятельность педагога-психолога. 4.3.1. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. 4.3.2. В функции педагога-психолога входит: -психологическое обследование воспитанников группы комбинированной направленности; -проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционнопсихологической работы с воспитанниками группы комбинированной направленности; -динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников группы комбинированной направленности; -проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; -осуществление преемственности в работе детского сада и семьи; -консультирование персонала группы; -ведение необходимой документации; 4.3.3. Педагог-психолог ведет документацию: -диагностическая карта; - индивидуальная карта развития; - индивидуальный маршрут психо-коррекционного сопровождения воспитанника - годовой план работы педагога–психолога; -журнал консультаций педагога-психолога; -журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения); - журнал взаимодействия с педагогами. -аналитический отчет о работе педагога-психолога. 5. Права и обязанности участников образовательного процесса 5.1. Участниками образовательного процесса группы комбинированной направленности являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники. 5.2. При приеме детей в группу комбинированной направленности заведующий ДОУ обязан ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 5.3. Взаимоотношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в группе комбинированной направленности. 5.4. Права педагогических работников и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом ДОУ и трудовым договором. 5.5. Педагогические работники обязаны: -выполнять основную образовательную программу дошкольного образования и адаптированную с учетом особенности диагноза ребенка; -знать особенности режима и организации дошкольного образования; -не допускать перегрузки воспитанников; -составлять рабочие программы по образовательным областям основной образовательной программы и адаптированной. 5.6. Педагогические работники несут ответственность за: -качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними основных функций и задач; -систематизацию и обеспечение сохранности документации; -полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации; -присвоение грифов конфиденциальности документам и информации в соответствии с установленными правилами; -правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов деятельности; -рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или иных инструктивных документов образовательного учреждения; -соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, трудовой дисциплины и др. 5.97. Воспитанники имеют право: -на получение бесплатного дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования; -на обучение по основной и коррекционной образовательной программе дошкольного образования; -охрану жизни и здоровья; -защиту от всех форм физического и психического насилия; -защиту и уважение их человеческого достоинства; -свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; -удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; -удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; -развитие творческих особенностей и интересов, на получение оздоровительных мероприятий. 5.8. Родители (законные представители) имеют право: -защищать законные права и интересы детей; -принимать участие в педагогических советах; -участвовать в управлении ДОУ в соответствии с Уставом; -требовать предоставления воспитаннику присмотра, ухода, охраны и укрепления его здоровья, воспитания и обучения на условиях, предусмотренных договором между ДОУ и родителями(законными представителями); 5.9. Родители (законные представители) обязаны: -выполнять Устав ДОУ; -условия Договора и иные локально-нормативные акты ДОУ; -выполнять требования и рекомендации ДОУ; -ставить педагогов в известность о рекомендациях врача, особенности режима; -поддерживать интересы ребенка к образованию; -обязанности родителей (законных представителей) закрепляются в договоре, заключенном между ДОУ и родителями (законными представителями). 5.10. Администрация ДОУ обязана: -создать условия для организации дошкольного образования детей в группе комбинированной направленности; -контролировать выполнение основной образовательной и адаптированной образовательной программ; -контролировать выполнение комплекса коррекционных мероприятий, санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; -подбирать в группу комбинированной направленности постоянных воспитателей, имеющих высшее и средне-специальное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми дошкольного возраста. 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение, имущество 6.1. Группы комбинированной направленности финансируются по соответствующим нормативам финансирования групп комбинированной направленности. 6.2. Размер доплат и надбавок педагогам группы комбинированной направленности устанавливается в соответствии с «Положением обо плате труда работников МБДОУ № 15 «Вишенка» пос. Каменного 6.3. ДОУ в своей деятельности использует имущество и оборудование, находящееся на его балансе. 6.4. Количество групп комбинированной направленности в детском саду определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости ДОУ. 6.5 . Ответственность за оборудование логопедического кабинета и группы комбинированной направленности, их санитарное содержание, ремонт помещений возлагается на администрацию ДОУ. Утверждено Заведующий МБДОУ № 15 «Вишенка» пос. Каменного __________ Т.А. Диденко Приказ № 166 от 30.08.2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ о работе группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада учреждения № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального образования Тихорецкий район