МБДОУ № 15 " ВИШЕНКА" ПОС.КАМЕ ННОГО Подписан: МБДОУ № 15 "ВИШЕНКА" ПОС.КАМЕННОГО DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=2321011858-2360010 01-002541303502, E=sadick.vischenka15tihor@yandex.ru, ИНН=002321011858, СНИЛС=02541303502, ОГРН=1022303186146, T=Заведующая, O=" МБДОУ № 15 ""ВИШЕНКА"" ПОС.КАМЕННОГО", STREET="УЛ ЛЕНИНА, ДОМ 5", L=Тихорецк, S=23 Краснодарский край, C=RU, G=Татьяна Александровна, SN=Диденко, CN="МБДОУ № 15 ""ВИШЕНКА"" ПОС.КАМЕННОГО" Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.04.26 14:27:40+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №15 «Вишенка» пос. Каменного ________ Т.А. Диденко «____» ________________ ПОЛОЖЕНИЕ О работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального образования Тихорецкий район 1. Общие положения 1.1. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – группа компенсирующей направленности для детей с ТНР), открыта в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального образования Тихорецкий район (далее – Учреждение), с целью создания условий для воспитания, обучения, коррекции речи и социальной интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. 1.3. Группа для детей с ТНР открыта в образовательном учреждении на основании приказа управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее – управление образования). 1.4. В своей деятельности Учреждение, имеющее группу компенсирующей направленности для детей с ТНР руководствуется: - Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года. - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 - Федеральным законом от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» - Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Порядком осуществления и организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва). - Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.1998 г. № 20-4 «Об учителях – логопедах и педагогах –психологах образования учреждений образования». - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях». - Уставом образовательного учреждения. 1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создается в учреждении в целях: создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии (первичного характера) детей, в усвоении ими образовательной программы и подготовки к успешному обучению в школе. 1.6. Группа компенсирующей направленности функционирует 5 дней в неделю, как группа полного дня с 10,5 – часовым пребыванием детей. 1.7. Режим работы группы компенсирующей направленности с 7.00 до 17.30 ч. 1.8. Группа компенсирующей направленности обеспечена оборудованием и пособиями в соответствии в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающей работы. 1.9. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают учитель-логопед и воспитатели групп через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. 1.10. Основные задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1. Коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. 2. Активизация познавательной деятельности детей. 3. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. 2. Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности. 2.1. Путевка в группу компенсирующей направленности выдается управлением образования на основании заключения муниципальной психологомедико-педагогической комиссии, по результатам обследования ребенка, с согласия родителей (законных представителей). 2.2. Для зачисления ребенка в группу предоставляются следующие документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятым в учреждении в установленном законом порядке: 1) Документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) 2) Свидетельство о рождении ребенка 3) Медицинское заключение 4) Заявление родителей (законных представителей) 5) Выписка из решения районной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии 6) Путевка управления образования. 2.3. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее ОНР) 1-3 уровней при алалии, дизартрии, ринолалии. 2.4. Наполняемость группы компенсирующей направленности соответствует типовым нормативам по комплектованию групп компенсирующей направленности – 10 человек, в зависимости от характера речевого дефекта. 2.5. Длительность пребывания в группе компенсирующей направленности определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития (аллалией, ринолалией, дизартрией) и составляет: 1. С общим недоразвитием речи 1 уровня с 3-х летнего возраста, сроком обучения от 2-х до 4-х лет. 2. С общим недоразвитием речи 2 уровня с 4-х летнего возраста, сроком обучения 3-х лет, с 5-ти летнего возраста – не более двух лет. 3. С общим недоразвитием речи 3 уровня с 4-х летнего возраста, сроком не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста – не более 2-х лет. 2.6. В случае отказа родителей от коррекционно- образовательных услуг образовательное учреждение: а) предупреждает родителей (законных представителей) о том, что ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции речевого нарушения ребенка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на родителей (законных представителей). б) ставит в известность управление образования и представляет выписку о специфике речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме оказанной коррекционной помощи. С письменного согласия родителей ребенку предоставляется место в группе общеразвивающей направленности без возможности оказания ему коррекционной помощи. 2.7. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется решением психолого-медико – педагогического консилиума образовательного учреждения по представлению учителя – логопеда по окончании срока коррекционно-развивающего обучения. 2.8. В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей) дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями речи определяет районная психолого-медико-педагогическая комиссия . 3. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности 3.1. Содержание образования в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой адаптированной образовательной программой дошкольного образования образовательного учреждения (далее – адаптированная программа). 3.2. Реализация адаптированной программы осуществляется по комплексно-тематическому принципу в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. 3.3. Раздел Адаптированной программы «Содержание коррекционной работы» определяется «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. 3.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Количество занятий определяется используемой коррекционной программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка. 3.5. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности регламентируется расписанием занятий, режимом дня. 3.6. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 2 –х раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для автоматизации звукопроизношения. 3.7. Коррекционное обучение детей с ОНР предусматривает 3 типа занятий (по формированию лексико-грамматических средств языка, по формированию звуковой стороны речи, по развитию связной речи), каждый из которых отличается задачами, спецификой проведения, содержанием и объемом усваиваемого материала. Содержание подгрупповых занятий по формированию произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи строится с учетом задач каждого типа, что в вою очередь, обуславливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Опора на игру, на ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект, как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. 3.8. Продолжительность подгруппового логопедического занятия: – в средней группе – 10-15 минут; - в старшей группе – 20 -25 минут; - в подготовительной группе – 25-30 минут - продолжительность индивидуального занятия – 15 минут с каждым ребенком. 3.9. Между групповыми занятиями допускаются перерывы 5 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5минут. 3.10 Документация учителя – логопеда. Перечень основной документации учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: 1. Копии протоколов или выписки из протоколов районной психологомедико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута для детей с ТНР. 2. Речевые карты с планами индивидуальной коррекционной работы с детьми. 3. Календарный план 4. Планы (конспекты) групповых (подгрупповых) занятий. 5. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы. 6. Индивидуальные тетради детей. 7. Журнал обследования детей 8. Должностная инструкция учителя – логопеда 9. Паспорт кабинета. 10. Циклограмма работы на учебный год. 11. Отчет о проделанной работе за год. 3.11. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В функции педагога-психолога входит: -психологическое обследование воспитанников группы комбинированной направленности; -проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками группы комбинированной направленности; -динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников группы комбинированной направленности; -проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье; -осуществление преемственности в работе детского сада и семьи; -консультирование персонала группы; -ведение необходимой документации. 3.12. Педагог-психолог ведет документацию: -диагностическая карта; - индивидуальная карта развития; - индивидуальный маршрут психо-коррекционного сопровождения воспитанника - годовой план работы педагога–психолога; -журнал консультаций педагога-психолога; -журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения); - журнал взаимодействия с педагогами. -аналитический отчет о работе педагога-психолога. 3.13. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем – логопедом, педагогом –психологом, воспитателями группы, музыкальным руководителем), обеспечивающих интеграцию по всем видам детской деятельности. 3.14. Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим коррекционно-педагогическую работу группы компенсирующей направленности, является учитель-логопед. 3.15. На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности учитель – логопед заполняет протокол обследования, речевую карту, индивидуальные планы коррекционной работы и отмечает результаты коррекционно-развивающей работы. 3.16. Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с расписанием, циклограммой образовательной деятельности согласно СанПиН. 3.17. Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по заданию учителя – логопеда, следит за речью детей в течение дня. 3.18. Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее двух раз в год (сентябрь, май). 4. Руководство и штаты группы. 4.1. Должность учителя – логопеда устанавливается в соответствии со штатным расписанием учреждения. 4.2. На должность учителя-логопеда назначаются лица в соответствии с трудовым законодательством, имеющим высшее дефектологическое образование (отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Логопедия». 4.3. На должность воспитателя групп компенсирующей направленности назначаются лица, имеющие высшее и средне специальное образование с последующей курсовой переподготовкой по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением речи. 4.4. Заведующий учреждением осуществляет систематический контроль за правильной организаций в группе компенсирующей направленности и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводит анализ эффективности работы в данной группе. 4.5. Учебно-методическое руководство деятельностью группы компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель. 4.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы компенсирующей направленности определяется правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями.