Положение о группе компенсирующей направленности (скан)

МБДОУ №
15 "
ВИШЕНКА"
ПОС.КАМЕ
ННОГО

Подписан: МБДОУ № 15 "ВИШЕНКА"
ПОС.КАМЕННОГО
DN:
OID.1.2.840.113549.1.9.2=2321011858-2360010
01-002541303502,
E=sadick.vischenka15tihor@yandex.ru,
ИНН=002321011858, СНИЛС=02541303502,
ОГРН=1022303186146, T=Заведующая, O="
МБДОУ № 15 ""ВИШЕНКА""
ПОС.КАМЕННОГО", STREET="УЛ ЛЕНИНА,
ДОМ 5", L=Тихорецк, S=23 Краснодарский
край, C=RU, G=Татьяна Александровна,
SN=Диденко, CN="МБДОУ № 15 ""ВИШЕНКА""
ПОС.КАМЕННОГО"
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.04.26 14:27:40+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №15
«Вишенка» пос. Каменного
________ Т.А. Диденко
«____» ________________

ПОЛОЖЕНИЕ
О работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального
образования Тихорецкий район
1. Общие положения
1.1. Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее – группа компенсирующей направленности для детей с
ТНР), открыта в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детского сада № 15 «Вишенка» поселка Каменного муниципального
образования Тихорецкий район (далее – Учреждение), с целью создания условий
для воспитания, обучения, коррекции речи и социальной интеграции детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности
группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
1.3. Группа для детей с ТНР открыта в образовательном учреждении на
основании приказа управления образования администрации муниципального
образования Тихорецкий район (далее – управление образования).
1.4. В
своей
деятельности
Учреждение,
имеющее
группу
компенсирующей направленности для детей с ТНР руководствуется:
- Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 года.
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
- Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН
от 20.11.1989
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка Российской Федерации»
- Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Порядком осуществления и организации образовательной деятельности по
основным образовательным программам
– образовательным

программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва).
- Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 22.01.1998 г. № 20-4 «Об учителях –
логопедах и педагогах –психологах образования учреждений образования».
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от
15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных образовательных учреждениях».
- Уставом образовательного учреждения.
1.5. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР создается в
учреждении в целях: создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные
педагогические условия для коррекции нарушений в развитии (первичного
характера) детей, в усвоении ими образовательной программы и подготовки к
успешному обучению в школе.
1.6. Группа компенсирующей направленности функционирует 5 дней в
неделю, как группа полного дня с 10,5 – часовым пребыванием детей.
1.7. Режим работы группы компенсирующей направленности с 7.00 до 17.30
ч.
1.8. Группа компенсирующей направленности обеспечена оборудованием и
пособиями в соответствии в соответствии с возрастом детей и направлением
коррекционно-развивающей работы.
1.9. Коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями речевого
развития оказывают учитель-логопед и воспитатели групп через фронтальные,
подгрупповые и индивидуальные формы работы.
1.10. Основные задачи группы компенсирующей направленности для детей
с ТНР:
1. Коррекция нарушений устной речи: формирование правильного
произношения и слоговой структуры слов, усвоение лексических и
грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития.
2.

Порядок приема детей в группу компенсирующей направленности.

2.1. Путевка в группу компенсирующей направленности выдается
управлением образования на основании заключения муниципальной психологомедико-педагогической комиссии, по результатам обследования ребенка, с
согласия родителей (законных представителей).
2.2. Для зачисления ребенка в группу предоставляются следующие
документы в Учреждение в соответствии с правилами приема, принятым в
учреждении в установленном законом порядке:
1)
Документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных
представителей)

2)
Свидетельство о рождении ребенка
3)
Медицинское заключение
4)
Заявление родителей (законных представителей)
5)
Выписка из решения районной (или краевой) психолого-медикопедагогической комиссии
6)
Путевка управления образования.
2.3. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР,
принимаются дети с расстройствами экспрессивной речи, которые включают
задержку речевого развития по типу общего недоразвития речи (далее ОНР) 1-3
уровней при алалии, дизартрии, ринолалии.
2.4. Наполняемость
группы
компенсирующей
направленности
соответствует типовым нормативам по комплектованию групп компенсирующей
направленности – 10 человек, в зависимости от характера речевого дефекта.
2.5. Длительность пребывания в группе компенсирующей направленности
определяется в соответствии с уровнем речевого недоразвития (аллалией,
ринолалией, дизартрией) и составляет:
1.
С общим недоразвитием речи 1 уровня с 3-х летнего возраста, сроком
обучения от 2-х до 4-х лет.
2.
С общим недоразвитием речи 2 уровня с 4-х летнего возраста, сроком
обучения 3-х лет, с 5-ти летнего возраста – не более двух лет.
3.
С общим недоразвитием речи 3 уровня с 4-х летнего возраста, сроком
не более 3-х лет, с 5-ти летнего возраста – не более 2-х лет.
2.6. В случае отказа родителей от коррекционно- образовательных услуг
образовательное учреждение:
а) предупреждает родителей (законных представителей) о том, что
ответственность за организацию дальнейшей квалифицированной коррекции
речевого нарушения ребенка с тяжелыми нарушениями речи возлагается на
родителей (законных представителей).
б) ставит в известность управление образования и представляет выписку о
специфике речевого развития ребенка на момент выхода из группы и объеме
оказанной коррекционной помощи.
С письменного согласия родителей ребенку предоставляется место в группе
общеразвивающей направленности без возможности оказания ему коррекционной
помощи.
2.7. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности
осуществляется решением психолого-медико – педагогического консилиума
образовательного учреждения по представлению учителя – логопеда по
окончании срока коррекционно-развивающего обучения.
2.8. В спорных случаях с согласия родителей (законных представителей)
дальнейший образовательный маршрут ребенка с тяжелыми нарушениями речи
определяет районная психолого-медико-педагогическая комиссия .
3.

Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности

3.1. Содержание
образования
в
группах
компенсирующей
направленности для детей с ТНР определяется принятой и реализуемой
адаптированной образовательной программой
дошкольного образования
образовательного учреждения (далее – адаптированная программа).
3.2. Реализация адаптированной программы осуществляется по
комплексно-тематическому
принципу в соответствии с федеральным
образовательным стандартом дошкольного образования.
3.3. Раздел Адаптированной программы «Содержание коррекционной
работы» определяется «Комплексной образовательной программой дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.
3.4. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные логопедические
занятия. Количество занятий определяется используемой коррекционной
программой с учетом тяжести речевого дефекта ребенка.
3.5. Организация образовательного процесса в группе компенсирующей
направленности регламентируется расписанием занятий, режимом дня.
3.6. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, проводит учитель-логопед не менее 2 –х
раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков дети с
одинаковой патологией включаются в небольшие подгруппы для автоматизации
звукопроизношения.
3.7. Коррекционное обучение детей с ОНР предусматривает 3 типа
занятий (по формированию лексико-грамматических средств языка, по
формированию звуковой стороны речи, по развитию связной речи), каждый из
которых отличается задачами, спецификой проведения, содержанием и объемом
усваиваемого материала. Содержание подгрупповых занятий по формированию
произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи строится с учетом задач
каждого типа, что в вою очередь, обуславливает подбор лексического материала,
насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Опора на игру,
на ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных
видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный
эффект, как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных
психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
3.8. Продолжительность подгруппового логопедического занятия:
– в средней группе – 10-15 минут;
- в старшей группе – 20 -25 минут;
- в подготовительной группе – 25-30 минут
- продолжительность индивидуального занятия – 15 минут с каждым
ребенком.
3.9. Между групповыми занятиями допускаются перерывы 5 минут, между
индивидуальными и подгрупповыми занятиями – 5минут.
3.10 Документация учителя – логопеда.

Перечень
основной
документации
учителя-логопеда
группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР:
1.
Копии протоколов или выписки из протоколов районной психологомедико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута
для детей с ТНР.
2.
Речевые карты с планами индивидуальной коррекционной работы с
детьми.
3. Календарный план
4. Планы (конспекты) групповых (подгрупповых) занятий.
5. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы.
6. Индивидуальные тетради детей.
7. Журнал обследования детей
8. Должностная инструкция учителя – логопеда
9. Паспорт кабинета.
10. Циклограмма работы на учебный год.
11. Отчет о проделанной работе за год.
3.11. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение
психического здоровья каждого воспитанника группы.
В функции педагога-психолога входит:
-психологическое обследование воспитанников группы комбинированной
направленности;
-проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической
работы с воспитанниками группы комбинированной направленности;
-динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников группы
комбинированной направленности;
-проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания
ребенка в семье;
-осуществление преемственности в работе детского сада и семьи;
-консультирование персонала группы;
-ведение необходимой документации.
3.12. Педагог-психолог ведет документацию:
-диагностическая карта;
- индивидуальная карта развития;
- индивидуальный маршрут психо-коррекционного сопровождения
воспитанника
- годовой план работы педагога–психолога;
-журнал консультаций педагога-психолога;
-журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного
обучения);
- журнал взаимодействия с педагогами.
-аналитический отчет о работе педагога-психолога.

3.13. Коррекционно-педагогическая помощь детям с ТНР оказывается в
тесном взаимодействии всех специалистов учреждения (учителем – логопедом,
педагогом –психологом, воспитателями группы, музыкальным руководителем),
обеспечивающих интеграцию по всем видам детской деятельности.
3.14. Ведущим специалистом, осуществляющим и координирующим
коррекционно-педагогическую работу группы компенсирующей направленности,
является учитель-логопед.
3.15. На каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей
направленности учитель – логопед заполняет протокол обследования, речевую
карту, индивидуальные планы коррекционной работы и отмечает результаты
коррекционно-развивающей работы.
3.16. Учитель-логопед проводит коррекционные занятия в соответствии с
расписанием, циклограммой образовательной деятельности согласно СанПиН.
3.17. Воспитатель организует коррекционно-развивающую работу по
заданию учителя – логопеда, следит за речью детей в течение дня.
3.18. Диагностика уровня усвоения адаптированной программы детьми
осуществляется в группах компенсирующей направленности не менее двух раз в
год (сентябрь, май).
4. Руководство и штаты группы.
4.1. Должность учителя – логопеда устанавливается в соответствии со
штатным расписанием учреждения.
4.2. На должность учителя-логопеда назначаются лица в соответствии с
трудовым законодательством, имеющим высшее дефектологическое образование
(отделение «Логопедия»), или лица, имеющие высшее педагогическое
образование и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности
«Логопедия».
4.3. На должность воспитателя групп компенсирующей направленности
назначаются лица, имеющие высшее и средне специальное образование с
последующей курсовой переподготовкой по воспитанию детей дошкольного
возраста с нарушением речи.
4.4. Заведующий учреждением осуществляет систематический контроль за
правильной организаций в группе компенсирующей направленности и
проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию
отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов,
проводит анализ эффективности работы в данной группе.
4.5. Учебно-методическое
руководство
деятельностью
группы
компенсирующей направленности осуществляет старший воспитатель.
4.6. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала
группы компенсирующей направленности определяется правилами внутреннего
трудового распорядка и должностными инструкциями.


Наверх

Памятка "Стройка, дети!"

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
памятка стройки, дети.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».